Однозначно на вопрос, почему наши дети на¬чинают принимать наркотики, не может ответить никто. Во всяком случае, известно совершенно точно, что никакие наследственные особенности на это не влияют. Наркоманы встречаются среди всех слоев общества, в любых семьях, любых учеб¬ных заведениях, независимо от их элитности. Прием наркотиков (героина и марихуаны), а также других психоак¬тивных веществ (табака и алкоголя) является симпто¬мом культуры, симптомом психологического со¬стояния общества.

Средний молодой человек нашей страны, достиг¬ший пятнадцати-шестнадцатилетнего возраста, оказывается в своеобразном духовном вакууме.

Он не знает, зачем он живет на свете. Система ценностей и интересов его родителей, в основном сводящаяся к зарабатыванию денег и бесконечно¬му сидению у телевизора, его не интересует, чаще всего их взгляды и образ жизни ему просто-на¬просто чужды.

Он не заинтересован в учебе. Он ни за что не отвечает, не имеет никакого дела, которое поручено только ему. Любовь для него понятие, немодное, практически полностью дискредитированное общественным сознанием, а секс — понятие неприличное, грязное.

Лишенный любви и интересов, он лишается чувства самоуважения — ему кажется, что он не такой, как все. Он становится целиком и полно¬стью зависимым от мнения своего подростково¬го коллектива.
Он боится внешнего мира, реальности с ее грязными законами. Ведь всю эту нашу грязь родители обсуждали при нем с раннего детства. Он не хочет взрослеть…
Духовный вакуум — это духовная пустота, а если природа не терпит пустоты, то душа чело¬веческая тем более. Пустота души, если она не в состоянии заполниться внутренним смыслом, все¬гда найдет себе внешний наполнитель. У нашего поколения это был алкоголь, нынешний мир подсу¬нул детям наркотики.

Причины душевной боли молодого, поколения, приводящие к наркотикам могут быть следующие:

1. Потеря смысла собственного существования.

2. Чувство одиночества.

3. Тяжесть свободы, нежелание быть взрослым и принимать самостоятельное решение.

4. Страх смерти.

ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАШ РЕБЕНОК НЕ СТАЛ НАРКОМАНОМ?

1. В человеческой семье кроме чисто бытовых и материальных ценностей должны существо¬вать иные смыслы. Таким смыслом может быть религия. Лучше, если это религиозность не од¬ного из членов семьи, а семьи в целом: с семей¬ными праздниками, постами, семейным обсуж¬дением религиозных и нравственных проблем. Религия — это ощущение праздника и отсут¬ствия смерти.
Таким смыслом может быть музыка, живо¬пись, коллекционирование, спорт. Только спорт не должен быть только отцовским «преступным увлечением», с которым отчаянно борется мама. А коллекционирование, например, изделий из Гжели должно быть не просто накоплением кра¬сивеньких штучек на полочке в кухне, а совмес¬тным семейным интересом к волшебному фар¬фору и тем смыслам и символам, которые может сотворить из него человеческий гений.

Если ваша семья не увлечена ничем, кроме коллекционирования денег, то вы должны по¬нимать, что совместное увлечение должно по¬явиться хотя бы ради вашего ребенка.

2. Если двое людей приняли решение создать семью и заиметь де¬тей, то они должны понимать, что такой шаг накладывает на них ответственность. Ответственность за ребенка подразумевает, что семья, несмотря ни на какие конфликты между мамой и папой, практически всегда может избежать развода. По крайней мере, она должна стремиться избегать разрыва семейных отношений. Если прежнего чувства между родителями нет, то возможно джентльменское и уважительное отношение друг к другу. Семья — это территория, на которой не действует самолюбие. Это терри¬тория компромисса.
Если вы все-таки развелись, то во имя гар¬моничного развития собственного ребенка вы обязаны поддерживать нормальные отношения между собой. Ребенок не может быть собствен¬ностью кого-то одного из вас.

Дому нужны праздники. Кроме родителей, ре¬бенку нужны люди, которые приходят в гости, любят его, разговаривают с ним. Ребенок должен постоянно чувствовать, что взрослых интересуют его мысли, его маленькие тайны и радости. Мы с вами не имеем права выгонять маленького ребен¬ка из взрослой компании. Он должен чувствовать, что то, о чем говорят взрослые люди, они говорят для всех, включая сюда и его самого. Только тог¬да, когда ваш ребенок достигнет подросткового возраста, его можно попросить выйти и дать воз¬можность посекретничать. Главное, ребенок должен ощущать, что вам и приходящим в ваш дом людям интересны его мысли и высказывания.

3. С самого раннего возраста, после того как маленький человечек научился ходить, он дол¬жен приучаться отвечать за свои поступки. Ко¬нечно, в этом должно быть чувство меры, и мы не призываем наказывать и изолировать ребен¬ка по поводу малейшей провинности. Наказание должно быть реакцией на его поступок, точно так же, как и поощрение. Любую похвалу ма¬ленький человечек должен заслужить. С самого раннего возраста у него в доме должны быть обязанности, обязанности необременительные и соответствующие возрасту. Но он должен знать, например, что игрушки должны быть убраны на место и это будет радовать и маму, и папу.

4. Как только ребенок достиг четырех-пятилетнего возраста, мы уже не сможем изолировать его от информации о том, что окружающие его люди и он сам смертны. Не надо пытаться скрыть этот факт от ребенка. Конечно, маленький ребенок не может принять участия в похоронах близкого род-ственника. Но о том, что родители участвуют в церемонии прощания, он знать должен.

Вы заранее должны быть готовы к разговору о смерти. Вы должны продумать его и научиться не избегать этой темы. Для того чтобы научиться раз¬говаривать о смерти, вам снова придется обра¬титься к религии. Вы должны дать ребенку понять, что смерть — это не конец, а начало нового таинственного пути человеческой души. Вы можете воспользоваться для этого православными представлениями о смерти и возрождении, може¬те восточными — о реинкарнации. Можете даже привлечь псевдонаучные представления, прочи¬тав для этого книгу Р. Моуди «Жизнь после жиз¬ни», а если хотите — сюжеты сказок. Но уже при первых разговорах с ребенком о смерти вы обяза¬ны оставить ему надежду, дать понять, что кон¬ца жизни его души не будет, хотя и его земная жизнь закончится.

Наверное, это самые главные и сложные зада¬чи воспитания, и семья обязана с ними справить¬ся. Если вы не можете сделать этого сами, то вам всегда помогут семейные консультации и психо¬логи-специалисты по семейным отношениям.

5. Для нормального развития биохимии мозга ребенку необходимы новые яркие и острые впе¬чатления. Способов создания таких впечатлений существует бесконечное множество. Начиная от первого в жизни катания на санках или лыжах с горы и заканчивая поездками за границу, неза-планированными выездами на природу, походами в театр и т. д. Лучше, чтобы такие впечатления были для ребенка приятным сюрпризом, неожи-данностью. Тогда ребенок сможет правильно развить свою потребность в новизне и «риско¬ванном» поведении.

6. Вы, наверное, заметили, что все 5 предыду¬щих пунктов этой главы фактически имеют еще одну внутреннюю задачу. Все они обучают ребен¬ка получению удовольствия. Нормальное удоволь¬ствие — это удовольствие от интеллектуальных и эмоциональных новых впечатлений и от искусст¬ва управлять собственным телом и чувствовать его. Разумеется, удовольствию управления соб¬ственным телом может научить только физичес¬кая активность. Лучше, если маленький ребенок начинает занятия спортом вместе с одним или обоими родителями.

7. Не дожидаясь, пока за нас это сделает шко¬ла или другие педагогические организации, мы с вами обязаны первый раз рассказать ребенку о су-ществовании наркотиков и о вреде, который они приносят, в девяти-десятилетнем возрасте. Это непростой разговор. Вы можете построить его так, как считаете нужным. Мы рекомендуем составить вашу беседу из двух приблизительно равных по длительности частей. В первой части разговора необходимо рассказать о наркотиках что-нибудь интересное. Например, откуда они взялись, какой эффект имеют и зачем люди их употребляют. А во второй части беседы вы должны рассказать все самое страшное о зависимости, ее последствиях и ранней смерти от наркотиков. Помните, что, если вы будете разговаривать об ужасах, связанных с приемом наркотиков, вы не удовлетворите свой¬ственное ребенку любопытство и ваша информа¬ция не будет иметь эффекта.

8. Искусственное вскармливание должно рас¬сматриваться только как необходимость, в свя¬зи с отсутствием материнского молока. Мать не должна отказываться от кормления грудью до тех пор, пока такая возможность существует.

Разрешайте ребенку сосать пальцы и ладони. Ни в коем случае не наказывайте детей за эту естественную потребность. Не обращайте внима¬ния на сосание пальцев, лучше чаще мойте ре¬бенку руки. Если подросток начал грызть ручки и карандаши, не запрещайте ему этого. Лучше купите специальные западные «трудносгрызае¬мые» пишущие изделия.

9. Приучение ребенка к горшку ни в коем слу¬чае не должно сопровождаться криком и наказа¬ниями. Относитесь спокойно к попыткам ребенка прикоснуться к фекалиям или их спрятать. Спо¬койно объясните, что этого делать нельзя. Через некоторое время он сам прекратит подобные по¬пытки.

10. Маленький ребенок нуждается в элемен¬тах агрессивного поведения. Не запрещайте ему проявлять агрессивность. Строго контролируйте ее, но не запрещайте и не наказывайте. Ребенок может играть с агрессивными игрушками — са¬бельками, пистолетиками и т. д. С помощью игр в войну компенсируется естественная агрессивность. Конечно, такие игры нужно контролиро¬вать, но не нужно их запрещать.

11. Помните, что ребенок должен интересо¬ваться строением своего тела. Нет ничего плохо¬го, в попытке потрогать и поближе рассмотреть в ванне свои гениталии (половые органы), по¬трогать их. Ни в коем случае не ограничивайте его в этом.

Ребенок должен двигаться столько, сколько он хочет. Чем раньше ребенок начал занимать¬ся каким-либо видом спорта или танцами, тем лучше. Родители могут танцевать и принимать участие в активных играх вместе с ребенком.

Стремитесь, как можно раньше отказаться от памперсов. Полностью отказаться от них мы, конечно, не предлагаем — цивилизация берет свое. Но чем меньше времени ребенок стар¬ше полутора лет проводит в памперсах, тем лучше.

12. Отец в семье не может быть только чело¬веком, который кричит и наказывает. У обоих родителей должно хватать времени на ласку и общение. Особенно важно такое гармоничное проявление внимания всеми членами семьи к ребенку до тех пор, пока ему не исполнилось пять лет.

13. В возрасте трех с половиной — пяти лет ре¬бенку не нужно долго крутиться перед зеркалом. Он должен перестать заниматься только собой, и у него должны появиться первые задачи и первые обязанности. Особенно важно, чтобы в этом воз¬расте маленький человечек привыкал к тому, что он получает поощрение только после того, как выполнил какое-то действие или поставленную перед ним задачу.

14. Нет ничего зазорного в том, чтобы ребе¬нок видел вас обнаженными. Главное, чтобы та нагота, которую он видит, была красивой и ес¬тественной.. Чем раньше появится возможность выделить ребенку отдельную комнату, тем лучше.

15. Онанизм, в подавляющем большинстве слу¬чаев, абсолютно нормальное явление. Чем боль¬ше вы будете на него обращать внимание, тем дольше этот феномен будет продолжаться. Роди¬тели имеют право обсуждать проблемы онанизма, если ребенок обратился к ним с вопросом.

16. Насколько это, возможно, нужно стараться, чтобы ребенок общался не только с детьми свое¬го пола, но и пола противоположного. Хорошо, если начиная, по крайней мере с трехлетнего воз¬раста вы будете приглашать в гости знакомых с детьми-ровесниками противоположного пола или деликатно, ненастойчиво рекомендовать ребенку приглашать на праздники детей противоположно¬го пола.
Что касается проблем, описанных в главе «Не¬много биологии»: если симптомы повышенной возбудимости, плаксивости, повышенного мы-шечного тонуса, бессонницы и отсутствия аппе¬тита, трудностей с концентрацией внимания у ребенка первого-второго года жизни не беспокоят вашего участкового педиатра, то они должны беспокоить вас. Посоветуйтесь с другими специ¬алистами. Проведите квалифицированное обсле¬дование нервной системы ребенка. Сейчас для этого гораздо больше возможностей, чем было раньше. Потратьте на это силы и время.

Еще один частный совет. Гармоничному разви¬тию мозга очень способствует красивая музыка. Пусть ваш ребенок слушает классическую музы¬ку практически с рождения. Это гораздо более сильнодействующий фактор,чем, кажется на пер¬вый взгляд. Конечно, эта музыка должна быть негромкой и мелодичной. Сеансы классической музыки помогут нервной системе младенца най¬ти гармоничную связь с окружающим миром.

КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ?

Прежде всего, мы хотим вас предупредить, что все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться вами тактично и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки появились в по-ведении вашего ребенка, вы можете высказать вслух свои подозрения подростку.
Какие же это признаки?

1. Он (она) начал часто исчезать из дому. Причем эти исчезновения либо просто никак не
мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяс¬нить, что вы волнуетесь, и расспросить о том, где же все-таки находился ваш ребенок, вызы¬вает злость и вспышку раздражения.

2. Он (она) начал очень часто врать. Причем эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Причем врет он как-то лениво. Версии обманов либо абсо¬лютно примитивны и однообразны, либо, наобо¬рот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ре-бенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.

3. За достаточно короткий промежуток вре¬мени у вашего сына (дочери) практически пол¬ностью поменялся круг друзей. Если вы с удив¬лением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым вас раньше было не разлить водой?» — ваш ребенок пренебрежительно от¬махивается и ссылается на свою и Петину за¬нятость. Появившихся у сына новых друзей вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество таинственных звонков и переговоров по телефону. Причем ваш ребенок практически не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться жаргонные словечки, кото¬рые вы можете увидеть в прилагаемом нами словаре.

4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда вы рас¬сказываете, например, о болезни или неприят¬ностях кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то со¬вершенно постороннем. Вообще он изменился, стал по отношению к вам более холодным, не¬доверчивым, чужим.

5. Он (она) вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительно¬сти, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняется настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадост¬ный, очень коротко поговорил с кем-то по теле¬фону — до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и край¬не раздраженно.
6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь де¬лать уроки и готовиться к экзаменам.

7. У него (нее) изменился режим сна. Он мо¬жет спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о пред¬меты.

8. У вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако хотя бы редкие попытки незаметно что-то украсть встречаются практически во всех семьях наших пациентов.

9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвра¬щается домой с прогулки в состоянии опьяне¬ния. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро уединиться в своей комнате.

Еще раз хотим обратить ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возра¬ста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать все¬рьез думать о наркотиках, только если вы твер¬до уверены, что у вашего ребенка есть признаки, по крайней мере восьми из девяти описанных выше изменений поведения.

Сомнения отпадают, если вы все чаще стали обнаруживать у себя дома предметы, которые никогда раньше там не появлялись, как например:

1. дешевые папиросы(которые раньше никто на курил),
2. кусочки фольги,
3. половинки мелких купюр,
4. закопченные ложки,
5. бритвенные лезвия со следами белого порошка или бурой грязи,
6. шприцы и иглы для них.

В случае если приведенные нами изменения в поведении подростка сопровождаются перио¬дически возникающими состояниями опьяне¬ния, то ваши подозрения не напрасны.
Если это продолжает повторяться, вы обяза¬ны провести первый разговор. Такой разговор должен быть абсолютно спокойным, но жестким. В ходе беседы вы должны предъявить сыну (дочери) все ваши подозрения и претензии.

К такому разговору родители должны тща¬тельно подготовиться. Лучше записать для себя на листе бумаги все происходившее с указани¬ем дат. Такая систематичность необходима, так как она сразу даст понять вашему ребенку, что шутки кончились — его контролируют и все, что с ним происходит, не остается для родите¬лей незамеченным.

Наиболее вероятно, что результатом первого разговора будет категорическое отрицание фак¬та приема наркотиков.

Если это так, то вы должны предпринять бо¬лее действенный шаг. Необходимо сказать при¬мерно следующее: «Я тебе верю, но ты должен понимать, что наркоманов вокруг слишком мно¬го. Для того чтобы нас убедить в нашей непра¬воте и успокоить, ты должен пройти экспертизу. Это будет лучше, чем любые слова и обещания. Если тесты докажут, что мы не правы, то мы с радостью извинимся за наши подозрения».

Пройти экспертизу можно двумя путями.

Во-первых, можно обратиться в наркологический кабинет. Такая экспер¬тиза может быть анонимной или нет, по вашему желанию.

Во-вторых, предприятие «Прогрессивные био¬медицинские технологии» выпускает диагностические экспресс-тесты для выявления наркотиков в моче. Ими легко пользоваться в домашних условиях. Разработаны экспресс-тесты как для отдельных наркотиков, так и для больших групп ВЕществ, вызывающих зависимость.

Экспресс-тесты стоят недорого, практически любая семья может позволить себе их приобрести в аптеке. Под¬робные правила пользования ими имеются в прилагаемой к тесту инструкции.
Важно, чтобы любая экспертиза, включая сюда и домашнюю, была проведена в течение суток после эпизода, который вы расцениваете как состояние наркотического опьянения.

В ЧЕМ СОСТОЯТ НАШИ ОШИБКИ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ?

Заблуждение 1.
Мой сын (дочь) употребляет наркотики. Это страшно и стыдно. Необходимо сделать все возможное, чтобы никто из друзей и родственников не узнал об этом.
Наркомания действительно одна из самых страшных болезней. Но больны не вы, а ваш ребенок. Ваша же задача заключается в том, чтобы открыть для ребенка все доступные каналы помощи. Для этого, может быть к ваше¬му большому сожалению, необходимо проин¬формировать об этом всех близких родствен¬ников и друзей, которые значимы для вашего ребенка.

Во-первых, он будет уверен, что вы не готовы мириться с наркоманией и замалчивать существующую проблему, ведь молчание — знак согласия.

Во-вторых, тем самым вы даете ему понять, что встали на путь открытой и бескомпромисс¬ной борьбы не с ним, не с проблемой всеобщей наркотизации, а с его реальной болезнью.

В-третьих, именно к близким вам людям ваш ребенок может под любым благовидным предлогом обратиться за финансовой помощью. Ваша задача — поста¬вить их в известность, с какой целью будут ис¬пользованы их деньги. Тем самым вы сохраните любовь, уважение и поддержку родных людей.

Помните, что главное — не сохранить соб¬ственный имидж, а помочь ребенку справиться с наркотической зависимостью.

Заблуждение 2.
Мы сами виноваты в том, что наш ребенок стал наркоманом. Значит, мы его таким воспитали.

Но не забывайте, что проблема сейчас состо¬ит не в том, кто виноват, а в том, что делать. Как это ни трудно, попытайтесь забыть о про¬шлом, сконцентрируйте все свои помыслы и уси¬лия на будущем. Старайтесь найти новые страте¬гии и тактики влияния на собственного ребенка и не откладывайте их на потом.

Ни в коем случае не пытайтесь взвалить на себя всю ответственность за употребление нар¬котиков. Ведь это только поможет вашему ре¬бенку в очередной раз скинуть тяжесть проблемы на ваши плечи, а он и так в этом доста¬точно преуспел и научился вами манипулиро¬вать.

Главное, что вам необходимо сделать, — изме¬нить отношение к своему ребенку.

Первое, следует понять, что ваш ребенок — взрослый человек и что он сам, по своей соб¬ственной глупости и самонадеянности, начал принимать наркотики, прекрасно зная, что это опасно. С точки зрения вашего поведения это обозначает, что за принятое им решение и по¬следствия отвечает он сам.

Первый раз, попробовав наркотики, он не по¬советовался с вами, а стало быть, предал вас и то, чему вы его учили. Вы должны отстранить¬ся и посмотреть на своего ребенка со стороны. День, когда вы узнали, что он наркоман, дол¬жен стать последним днем вашего безгранично¬го доверия и опеки.

Во всех учебниках наркологии мира, во всех руководствах для родителей ваш первый шаг на¬зывается лишение опеки. Еще раз нам хочется повторить: главным принципом вашего отноше¬ния к сыну или дочери в этой ситуации должна быть фраза: «Ты сам принял решение употреблять наркотики, теперь за все последствия ты отвеча¬ешь сам».

С этого момента ваш сын или дочь не долж¬ны получать ничего из того, что они привычно получали от вас: никаких денег на мелкие рас¬ходы, никакой одежды и денег на нее, никакой оплаты отдыха, никакого финансирования уха¬живания за девушкой. А если у молодого человека уже есть своя семья — никакой материаль¬ной помощи его семье. Очень многие молодые люди привыкли, что ваши деньги — это их день¬ги. Даже ценой истерики немедленно дайте по¬нять, что это не так.

Заблуждение 3.
Мой ребенок, употребляя нар¬котики, пал так низко, что должен быть за это жестоко наказан.

«Не судите, да не судимы будете». Не пытай¬тесь переделать вашего ребенка сразу. Ведь вам самим наверняка не нравится, когда кто-то на¬сильно старается переделать вас.

Обратите внимание на то, что, как только вы узнали о пристрастии ребенка, ваши отношения превратились в непрерывный скандал. Вы при¬поминаете ему все его проступки и промахи за всю жизнь. Можем смело утверждать, что нака¬зывать человека сразу за все невозможно и аб¬солютно бессмысленно.

Другое дело, что вам придется разработать определенный набор правил его поведения и проживания в семье. Сами требования должны быть разумными ,и ни при каких обстоятельствах не подвергаться никаким изменениям. Он дол¬жен знать, что на каждый его неверный шаг не¬замедлительно последует ваш ответ.

Угрозы же и наказания в этой ситуации очень часто оказываются малоэффективными. По¬скольку обстановка в доме накаляется, то ребе¬нок будет стараться как можно больше времени проводить вне дома, а значит, в своей привыч¬ной компании.

Заблуждение 4.
Если мой ребенок, давая многочисленные обещания, все равно срывает¬ся, то это ужасно и является для меня ката¬строфой.

Катастрофой для вас может быть только одно состояние — состояние, в котором вы не спо¬собны реально оценить сложившуюся ситуацию и выработать новые стратегии собственного по¬ведения.
В семье наркомана должны существовать пра¬вила поведения не только для него, но и для всех остальных членов семьи.

Существует также несколько главных правил поведения родителей:

1. Независимо от ситуации ведите себя достойно.
Вы — взрослый человек и при возникнове¬нии беды не имеете права на истерики. Вы не имеете права кричать, бить молодого человека по щекам и каждые две минуты бегать за вало¬кордином или успокоительными таблетками. Поймите, что беда, которая стряслась в вашей семье, поправима, если вы сможете отнестись к ней так же, как вы относились к другим вашим бедам: спокойно и взвешенно.

2. Никогда не поддавайтесь на шантаж. А шантажа в вашей жизни ожидается много:
«если вы купите мне «Мерседес», то мне будет чем заняться и я брошу колоться», «если ты не дашь мне 500 долларов и я не отдам долги, то меня убьют», «если вы не дадите мне денег, то я покончу с собой — прямо сию секунду в ванной».

И даже «если меня бросит любимая Маша, то я все равно буду колоться».
На все эти «если…, то» может следовать один спокойный ответ: «нет».

«Через год, после того как врач скажет мне, что ты больше не употребляешь наркотики, мы с отцом рассмотрим вопрос о покупке тебе ма¬шины».
«Пусть тот человек, которому ты должен, при¬дет ко мне с паспортом, напишет расписку, и я отдам твой долг ему, а не тебе».
«Иди в ванную и кончай там жизнь самоубий¬ством. Лучше не иметь никакой дочери, чем иметь истеричку, которая не в состоянии спра¬виться с собой».
«Ты сам наплевал Маше в душу, отношения с ней будешь выяснять тоже сам. Хотя мы ду¬маем, что Маша тебя любит и, если ты прекра¬тишь колоться, она сможет все понять и про¬стить».
Не бойтесь шантажа самоубийством. Чело¬век, который шантажирует, таким образом, крайне редко способен на самоубийство. Вду¬майтесь, он слишком себя для этого любит. Если даже он что-то сделает с собой, то только на ваших глазах, чтобы вы вовремя могли его спасти, а он добился бы от вас желаемого ре¬зультата.

3. Не занудствуйте.
Подросток, а наркоман даже старше двадца¬ти лет по своим душевным качествам все равно остается мальчишкой, всегда все делает наобо¬рот. Поэтому бесконечные многочасовые разговоры о наркотиках, обвинения, нравоучительные беседы абсолютно бесполезны и могут дать толь¬ко прямо обратный эффект.

4. Поменьше говорите, побольше делайте. Молодой человек давно привык, что вы гро¬зите, обещаете «сдать его в больницу принуди¬тельно», «засадить всех его друзей за решетку», «лишить его денежного довольствия». Он не слышит 80% информации, содержащейся в ваших нравоучительных беседах.

Это происходит потому, что из всех своих уг¬роз вы не выполняете ни одной. После каждо¬го вашего возмущенного монолога он радостно дает обещания. Причем обещает все, что угод¬но, но при этом даже и не собирается эти обе-щания выполнять. Наркоман никогда не будет верить вашим словам. Он считает вас своей соб¬ственностью и не ждет от вас никаких реши¬тельных поступков. Зато, если вы найдете в себе силы совершить такой поступок, он сразу ста¬нет гораздо более управляемым.

Заблуждение 5.
Поскольку мне известны многие печальные последствия употребления наркотиков, начиная от разрушения личности и заканчивая такими страшными заболеваниями, как гепатит и СПИД, то я должен быть очень озабочен этим, постоянно размышлять и кон-центрироваться на возможности таких последствий.

Ваша задача заключается в том, чтобы в максимально доступной форме довести сведения о последствиях употребления наркотиков до своего ребенка. Не пытайтесь скрывать от него ин¬формацию, какой бы страшной и нелицеприят¬ной она ни была. К сожалению, приходится признать, что возможностей повлиять на дан¬ную ситуацию, кроме открытой информацион-ной «войны», у вас нет. Только постарайтесь, чтобы разговор не превратился в нравоучитель¬ную лекцию.
Вы не сможете удержать ребенка дома, не смо¬жете проконтролировать, каким шприцом и в ка¬кой компании он колется. Вам остается лишь надеяться, что ваша информационная «война» увенчается успехом.

Таким образом, мы опять вернулись к во¬просу об ответственности. Ответственность за здоровье вашего ребенка лежит полностью на нем.
Конечно же, степень риска заболевания гепа¬титом и СПИДом достаточно высока. Но, по¬стоянно думая о таких возможных последстви¬ях, вы вгоняете себя в состояние хронического стресса. Чем больше вы об этом думаете, тем больше вы пугаетесь. Получается замкнутый круг. Более того, постоянно думая о неприят¬ностях, мы их как бы бессознательно притяги¬ваем, ждем, боимся, и… они обязательно нахо¬дят и догоняют нас.

Чем бояться «на всякий случай», заранее, луч¬ше попробуйте проанализировать те изменения в личности вашего ребенка, которые уже произо¬шли, понять их причины и последствия. Не ду¬майте постоянно о том, что может произойти, — ведь это может и не случиться.

Заблуждение 6.
Я не могу не зависеть от соб¬ственного ребенка. Родители должны жить его жизнью и его проблемами.
Если вы согласны с данным утверждением, то вы сами уже нуждаетесь в лечении. Врачи и пси¬хологи называют это состояние созависимостью. 93% родителей наркоманов (особенно матери), не прошедших курса психотерапии и тренинговых групп под руководством психолога-практика, страдают от созависимости.
Здесь же мы хотели бы дать лишь главную практическую рекомендацию по построению нор¬мальных семейных отношений.
Безусловно, невозможно не видеть страданий собственного ребенка и не реагировать на них эмоционально, не сочувствовать и не сопережи¬вать. Но обратите внимание, как искусно ваш ре¬бенок научился использовать ваше эмоциональ¬ное состояние в собственных целях. Мы уже говорили, что все наркоманы совершенно вирту¬озно манипулируют собственными родителями.
Задумайтесь, ведь вы практически отказались от собственной жизни и собственных интересов. Когда вы переступаете порог дома, вы полностью зависите от того, в каком состоянии и настроении находится ваш ребенок. Более того, вы даже оби¬жаетесь на других членов семьи, если им удается сохранить хотя бы частицу своего собственного мира, найти в семье свою «экологическую нишу». Вы же первые обвиняете их в бесчувственности и безразличии. Вы насильно втягиваете других чле¬нов семьи в состояние созависимости.

Что же можно сделать?

Необходимо четко провести грань между ва¬шей жизнью и жизнью ребенка, между своими и его интересами, а главное, между своей и его мерой и степенью ответственности за происхо¬дящее в семье.
Дайте право другим членам семьи (особенно если это другие дети) возможность жить своей жизнью. Не противодействуйте их желанию не вмешиваться в проблемы наркомана.
Уделяйте другим членам семьи не меньше внимания, чем ребенку, употребляющему нарко¬тики. Нам известны случаи, когда и второй ре¬бенок в семье начинал употреблять наркотики, называя при этом главной причиной борьбу за внимание, поддержку и сочувствие родителей. «Ему все, а меня просто никто не замечает, как будто у меня нет своих проблем». «Я все время слышу, что я такой благополучный и поэтому бессердечный. Ведь брату так плохо, а я все вре¬мя лезу и пристаю к маме с какой-то ерундой». В ответ на это второй ребенок как бы бросает семье вызов: «Хотите не ерунду, получите…»

Если вам не удается выполнить эти рекоменда¬ции самостоятельно, обратитесь сами к врачу-психотерапевту.

Заблуждение 7.
У меня нет больше сил бороть¬ся с наркотиками, я не знаю, как мне справиться с этой ситуацией.
Любой человек, даже самый сильный и успеш¬ный, имеет право на минуты слабости и отчаяния. Ведь абсолютно сильных людей не бывает. Это
иллюзия. У каждого в жизни могут наступить мо¬менты потери эмоционального равновесия. Особенно часто это случается с родителями наркома¬нов, так как ваша эмоциональная жизнь как бы постоянно накалена добела.

Правило 1. Обязательно дайте себе возмож¬ность расслабляться.
Это может быть встреча с друзьями, которые в курсе проблемы и способны вас морально и эмоционально поддержать. Пойдите в театр и на концерт. Наконец, просто поезжайте за го¬род или в отпуск. Помните, что вы тоже имее¬те право на отдых от непрерывной борьбы.

Правило 2. Никогда не забывайте, что это не вы боретесь с наркотиками, а ваш ребенок.
И ответственность за эту борьбу должна пол¬ностью лежать на нем. Ваша же задача заклю¬чается лишь в том, чтобы эмоционально под¬держивать его только в том случае, когда он предпринимает реальные шаги к выздоровле-нию. А ведь это скорее положительные, чем отрицательные эмоции.

Правило 3. Разрешите вашему ребенку попро¬бовать прекратить прием наркотиков самосто¬ятельно.
Если ваш ребенок впервые признался вам, что он употребляет наркотики, но категорически отказывается идти к врачу, то разрешите ему попробовать бороться с зависимостью в одиноч¬ку. Вы должны понимать, что если он употреб¬ляет героин, то это практически невозможно. Дайте возможность ребенку убедиться в этом самому. Вы же можете позвонить по одному из телефонов доверия либо встретиться с врачом-наркологом и посоветоваться о том, как вы можете помочь ребенку в такой ситуации.

Правило 4. Не боритесь в одиночку. Помогите ребенку найти лечащего врача.

Это единственное «одолжение», которое вы должны ему сделать. Самому идти в больницу «сдаваться» бывает страшно и стыдно. Вам следу¬ет поддержать решение обратиться к врачу и при¬сутствовать в качестве «моральной поддержки» на первом приеме. Ваш же собственный опыт помо-жет разобраться в вопросе доверия или недоверия к врачу и медицинскому учреждению.
Более того, все ваши действия, о которых мы говорили раньше, должны иметь своей целью визит к специалисту. Врач — это человек, ко¬торый видит вашу семейную ситуацию со сто¬роны, и поэтому всегда сможет дать конкретные советы по вашему поведению вместо тех общих, которые приводим мы.

Если вы доверяете врачу, с которым начали общаться, старайтесь превратить свое общение с ним в длительное. Ведь пройдет несколько лет, прежде чем вы перестанете нуждаться в его советах.

Заблуждение 8.
Мой ребенок испортил себе всю жизнь. Он уже никогда не сможет быть нормальным человеком.
Прошлое человека, безусловно, не может не влиять на его последующую жизнь, но оно по¬рой имеет не только негативные, но и положи¬тельные последствия.
Любой подросток пытается найти собствен¬ное «я» и свое место в жизни. Именно в про¬цессе этого поиска ваш ребенок и совершил ошибку, заменив при этом поиск реального «я» поиском «я» наркотического. Он пошел по са-мому легкому для себя пути. Может быть, он просто еще не научился бороться с трудностя¬ми. В любом случае в процессе избавления от наркотической зависимости трудностей и со¬блазнов на его пути окажется еще предостаточ¬но. И если он сможет их преодолеть, то это и станет первым взрослым шагом в его жизни. Помогите ему сделать этот шаг.
К сожалению, он учится на собственных ошиб¬ках, а не на ошибках окружающих. Но это не дает вам права лишать его надежды на будущее.
Очень часто своим недоверием и постоянны¬ми подозрениями вы сами провоцируете сына или дочь на повторное употребление наркотиков.
Помните! Доверие ребенку должно быть воз¬вращено, как только он прекратил употребление наркотиков.

Если ваш ребенок не употребляет больше нар¬котики, в семье должно быть прекращено обсуж¬дение этой проблемы. Вы можете говорить о чем угодно, о работе, учебе, личной жизни, но вспо¬минать каждые две минуты былые грехи вашего сына или дочери вы не имеете права. Разговор о наркотиках может возникать только по иници¬ативе самих юноши или девушки, которые хотят с вами что-то обсудить. Учтите, даже упомина¬ние наркотика в негативном смысле вызывает воспоминание о нем. А непрерывные морали на эту тему могут вызвать только обострение жела¬ния принять наркотик. Любое излишнее напоминание работает как словесный якорь, как спусковой крючок, запускающий цепочку воспо¬минаний и провоцирующий желание того при-ятного состояния, которое достигалось при по¬мощи наркотика.

Заблуждение 9.
Безусловно, существует ка¬кой-то определенный, точный, верный и совер¬шенный способ избавления от наркотиков. Моя проблема заключается в том, что я никак не могу его найти.
Ваш ребенок — уникальная личность, не по¬хожая на других, впрочем, как и любой другой человек.

Наркомания болезнь особая, во многом не по¬хожая на другие. Это сначала болезнь характера, а потом уже болезнь тела. Ее лечение протекает одновременно с перевоспитанием личности.
Безусловно, существуют определенные зако¬номерности развития личности в подростковом периоде. Безусловно, существуют определенные типы личности, к которым в большей или, мень¬шей степени принадлежит ваш ребенок, а, сле¬довательно, и определенные правила построе¬ния ваших отношений. Безусловно, существуют различные виды семьи, в которых и ваша мо¬дель семейной жизни нашла свое отражение. Безусловно, существуют основные медицинские и психотерапевтические школы и направления лечения, которые могут помочь именно ваше¬му ребенку.
Главное, вы должны принять в качестве руко¬водства к действию то, что стратегию достиже¬ния желаемого результата вам все равно придет¬ся выстраивать самому, такому, как вы есть, с вашим конкретным ребенком. Универсальных решений любой проблемы не существует. Реше¬ние всегда конкретно в каждой конкретной си¬туации и всегда строго индивидуально.
Еще ничего не потеряно, но многое дей¬ствительно зависит от вас.

Не набрасывайтесь на ребенка сразу, если вам показалось, что он после перерыва вновь начал употреблять наркотики.

Сначала вы должны успокоиться и, помня, что при электромагнитных бурях и перепадах погоды у бывшего наркомана бывают симпто¬мы, очень похожие на прием наркотика, понаб¬людать за ним несколько дней. Созвонитесь за это время с лечащим врачом, организуйте до¬полнительную встречу его с вашим ребенком и послушайте его мнение. Ваши обвинения должны
иметь под собой очень серьезные основа¬ния. Если и вы, и врач считаете, что пациент возобновил прием наркотика, особенно герои¬на, вместо длительного выяснения отношений предложите ему сдать кровь или мочу на экс¬пертизу.

Итак, если, осознав собственные заблужде¬ния и ошибки, вы готовы анализировать свою семейную ситуацию и искать свой индивидуаль¬ный способ лечения ребенка, давайте присту¬пим к этому процессу.

Наркокабинет поликлиники, режим работы ПН 9ч-15 час, ВТ 10час-15 час,ЧЕТ 10 час – 15 час , т 89127569592

Клуб «Жизнь»( Анонимных Наркоманов) для желающих избавиться от наркотической зависимости по программе « 12 шагов» приглашает: ПН 17 час, ЧЕТ17 час т.89508328092, 89127569592
Клуб «Жизнь»(Родственников наркоманов и зависимых от алкоголя) для оказания психологической поддержки родственникам по программе «12 шагов»приглашает ВТ 16час, тел 89508228478, 89127569592

Материал подготовила психолог, психиатр-нарколог БУЗ УР « Камбарская РБ МЗ УР» Васина Е. А.

Печать



Консультация врача

по вопросам профилактики сердечно-сосудистых заболеваний

8-912-019-18-08 Врач-терапевт


Для получения консультации Вам необходимо позвонить по номеру телефона где с 11:00 по 14:00 часов понедельник – пятница Вас проконсультирует врач.

Запись на прием


РПГУ - Региональный портал государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики

Не знаете как записаться на РПГУ?

ГОСУСЛУГИ - Портал государственных услуг Российской Федерации

Минздрав

Полезные ссылки


Яндекс.Метрика

БУЗ УР "Камбарская РБ МЗ УР"
Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Камбарская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"
427950, Удмуртская Республика, Камбарский район, город Камбарка, улица Сосновый бор, дом 1